2
Александр Александрович Санкт-Петербург, 31 год

Первый ледокол атомной эры

Лодка: Братан 380К Тема: Верфь

57c97be50f4b0934790a7c9e70035f31.jpg

Первый в мире атомный ледокол «Ленин» отправился на испытания с верфи Адмиралтейского завода 15 сентября 1959 года. В декабре он вошел в состав морского флота. Этот успех стоит в ряду громких прорывов СССР — атомное оружие, первый спутник, первые лунный и марсианский аппараты, первая атомная электростанция и, как венец достижений, полет человека в космос.
По всем позициям, как на ножах, конкурировали СССР и США. В 1959 году в Ленинград вместе с вице-президентом Никсоном для осмотра «Ленина» приехал создатель американских атомных подводных лодок, авианосцев и единственного ледокола четырехзвездный адмирал Хайман Риковер. Легендарная личность. В детстве Хаим жил в еврейском местечке в России. Адмирал Риковер пережил 13 американских президентов и служил на флоте 63 года— дольше всех высших офицеров в истории США. Лишь однажды адмирал попал впросак. На Адмиралтейском заводе он осмотрел советский корабль от трюма дофок-мачты и доложил: «Русским потребуется пара лет, чтобы спустить «Ленина» на воду. У нашей «Саванны» все шансы обогнать русских».
Ледокол «Ленин» вышел в море через два месяца после того, как его борт покинул адмирал Риковер. «Саванну» строили еще три года, но ничего не вышло, только испытательные рейсы. Гражданские атомные суда были построены также в ФРГ («Отто Ган») и Японии («Муцу»), ходили по морю 8–9 лет и не доказали эффективности. Сегодня единственной страной, которая имеет гражданский атомный флот, является Россия. Всего построено 11 атомных ледоколов, шесть в строю. Первым командиром «Ленина» был легендарный северный капитан Павел Пономарев, который в 1928 году был старпомом на ледоколе «Красин», спасшем экипаж дирижабля «Италия» вместе с Умберто Нобиле, когда весь мир уже был готов прекратить поиски.
Закончилась идеологическая война, и атомный флот должен доказать свою эффективность. Половина мирового арктического побережья принадлежит России, отсюда потребность в круглогодичных грузоперевозках. Хотя из-за кризиса объем перевозок по Севморпути упал в 5 раз. Но реализуется госпрограмма по экономическому развитию Арктики, и без атомного ледокольного флота не обойтись. Претензии на арктический шельф заявляют США, Канада, Норвегия, Дания.
Атомный флот — козырь России в борьбе за последнюю кладовую планеты. Атомный «Ленин» был выведен из эксплуатации в 1989 году. Выгрузили ядерное топливо и поставили у причала в Мурманске. За время эксплуатации ледокол прошел 654 тысячи морских миль. Из них 563,6 тысячи миль — во льдах. «Ленин» продолжает работу — как музей. Экспозиция — драматическая и поучительная история атомной эры. Каждый день— по 300–400 человек.
Думаю, что ледокольный флот и вообще Арктика необходимы русскому человеку еще и по метафизической причине. Прыжок в ледяной космос можно рассматривать как продолжение русской северной эпопеи. Каждый рейс атомного ледокола — как выход в невесомость. Разговоры о том, что русские по природе ленивы, противоречат фактам. Если из меркантильных соображений мы уйдем из Арктики или из космоса, мы изменим своей сути и своей истории. Что касается первого атомного ледокола, то это тот «Ленин», о вкладе которого споров быть не может.


Нравится 0
  • 19.09.2017 17:27
  • Просмотров: 35

Поделиться:

Комментарии (0)


Подтвердите действие
Вы действительно что-то хотите сделать? Подтвердить Отмена