14
Андрей Рытов Рязань, 42 года

Путешествия на круизном катере (houseboat) по каналам и рекам Европы (Le Boat, FPP Travel)

5e6a33fb8a88edc347d135223d57d89d.jpg

Расскажу немного про путешествия на круизном катере (houseboat) по каналам и рекам Европы. По опыту трёх круизов могу сказать, что это совершенно потрясающий вид полуактивного отдыха, который позволяет не только практически полностью «слиться с природой», узнать страну с какой-то новой стороны, получить дополнительные навыки, отлично провести время с семьей или друзьями, но и почувствовать тот самый дух настоящего приключения, которого так часто не хватает в городе и в обычной жизни. Попробовав ввязаться в эту «авантюру» хотя бы раз, от повторных экспериментов вас смогут остановить разве что какие-то финансовые проблемы. Удовольствие недешевое, но при правильном подходе к планированию и к бронированию, доступное абсолютному большинству путешественников, у которых в принципе хватает денег для поездок за пределы родной страны. А теперь обо всём по порядку. Начну, пожалуй, с ответа на два самых популярных вопроса, которые мне задают:
1. Да, управляешь катером сам. «Чужих» на борту нет.
2. Нет, специальные «права» на управление не нужны, хотя в путешествиях нам иногда встречались такие капитаны других катеров, что приходилось жалеть об этом.

А вот теперь некоторые подробности.

ГДЕ И КАК АРЕНДОВАТЬ КАТЕР

Компаний, предлагающих услуги по аренде катеров, в Европе достаточно много. Дважды мы брали катер в одной из самых известных компаний – Le Boat (http://www.leboat.com). Один раз пользовались услугами FPP Travel (http://www.houseboat-hire.com). Их этих двух компаний лично нам больше понравился Le Boat. Отличные и прекрасно оснащенные катера, хороший сайт, грамотный персонал, чистые базы, широкий спектр дополнительных услуг – больше ничего и не надо для незабываемого путешествия. При раннем бронировании (примерно за год) все компании предоставляют скидки, чем мы все три раза успешно и пользовались. На аренду «в последнюю секунду» тоже иногда бывают значительные скидки, но рисковать очень не рекомендую. Все хорошие катера на лето бронируются задолго, т.к. этот вид отдыха очень популярен в Европе, и ближе к маю-июню на сайтах уже в доступности ничего адекватного по цене/качеству найти практически невозможно.

ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ КАТЕР

Катера все очень разные, но не случайно их называют houseboat – на борту в любом случае будет всё необходимое для жизни, а в дорогих и больших многокаютных катерах жить можно даже с шиком. Нормальный туалет с душем, холодильник, газовая плита (с духовкой, а бывает и с грилем дополнительно), оборудованная кухня с посудой и всеми приборами, постельные принадлежности, магнитола, как в машине и т.п. Подробнее можно посмотреть в описании выбранного катера, но скажу, что неделю или две в таком катере можно жить вообще не испытывая никаких особенных неудобств. При выборе нужно учитывать количество спальных мест, на которые рассчитан катер. Если в описании указано 4+2 или подобная формула, то это означает наличие 4 постоянных спальных мест и 2 дополнительных. Дополнительные места – это места, которые на ночь трансформируются из чего-то другого. Например, из обеденного стола и диванного уголка рядом с ним. Или просто из дивана. На них тоже обычно удобно спать, но не все любят разбирать-собирать ежедневно себе кровать.

«Нормальных» розеток на катере может и не быть. Только гнёзда 12В, как от прикуривателя в машине. Поэтому необходимо взять с собой переходник(и) или инвертор, хотя всё это можно, конечно, арендовать и на базе. Даже если на катере и будут розетки 220В, то надо учесть, что работать они будут только на стоянке в портах и у пристаней при подключении катера прилагаемым проводом к специальной электроколонке, т.е. при питании от внешней сети. В дорогих катерах встречаются розетки 220В, работающие и в движении от встроенного инвертора, но феном, например, пользоваться они не позволяют всё равно. Спасение – внешняя сеть. Заправлять катер горючим во время путешествия вам вряд ли понадобится. Бака дизельного топлива обычно без проблем хватает на 2 недели путешествия. А вот водой катер в портах или у оборудованных пристаней заправлять придется обязательно. Бака воды хватает примерно на 2-3 дня. Если не мыть посуду, не умываться и не чистить зубы, то и на все четыре ;))) Шланг с переходником для заправки водой прилагается. В любом случае при прибытии на базу с вами проведут инструктаж и расскажут, как и что работает на катере и что надо делать в пути.

После инструктажа на суше последует пробный «заезд» с отработкой навыков швартования, разворота в узком месте, «парковки задним ходом» и, если необходимо, прохождения шлюзов. Максимальная скорость такого катера обычно ограничена 10-12 км./ч. и разрушить какой-нибудь античный мост или повредить шлюз, затопив заодно пару-тройку деревень, вам вряд ли удастся. Но для созерцания окрестностей, перемещения между городами и деревнями, участия в ВДП (водно-дорожном происшествии) этой скорости хватает за глаза. Ограничение скорости и позволяет туристам управлять этими катерами без специальных прав. Хотя неоднократно наблюдал в шлюзах, перед мостами, в портах, в узких и сложных местах капитанов-туристов, впадающих в панику или ступор и откровенно тупящих. В любой сложной ситуации главное не суетиться. Лично мы проблем не испытывали ни в одном путешествии, включая первое по маршруту «не для новичков». Более того – периодически помогали другим иностранным командам в прохождении шлюзов и швартовании. Видимо, высшее техническое образование, навыки пилотирования самолётов и многолетний опыт вождения машины в Москве сказываются и на воде. Без лишней скромности могу сказать, что в первом сложном путешествии можно было снимать учебный фильм для других с нашей командой в главной роли, хотя на борту у нас был один мужчина и три дамы, одной из которых на тот момент было 15 лет, а другой 10. На всех базах, когда узнавали, что мы из России, все инструктажи неизменно заканчивались примерно одной фразой – «Вот тут вот очень сложные места. Будьте внимательнее. Вот здесь найдете телефоны для экстренной связи. В случае каких-то проблем звоните. Хотя…. вы же из России…. уверен, что услышу и увижу вас в следующий раз только при сдаче катера…. А вот немцы звонят мне иногда по 3 раза в день….». Так всегда и случалось (тьфу-тьфу-тьфу). Хотя немалая заслуга в этом моей самой лучшей команды в мире.

Помощь в швартовании является своего рода правилом хорошего тона в путешествии. Если ты сам давно пришвартовался, сидишь на верхней палубе, наслаждаешься прекрасным вечером и подумываешь, а не сходить ли в каюту за второй бутылочкой сухого красного, купленного непосредственно у французского производителя пару часов назад, а тут вдруг какое-то судно пытается причалить к той же пристани, то не ленись – слезь, поймай брошенный тебе конец веревки/каната и помоги причалить и закрепиться. Тебе будут благодарны, а в следующий раз кто-то поможет тебе в сложной ситуации. Швартоваться между другими судами при сильном ветре и на реке с течением довольно интересное занятие. Особенно кормой к причалу. Особенно в первый раз ;) На базе вам выдадут полный комплект документов, включая описание катера, разрешения на него и, самое главное, лоцию с маршрутом. Её лучше всего держать во время движения всегда перед глазами, т.к. там отмечены все сложные/опасные места, мосты, шлюзы, пристани (вода/электричество/горючее), интересные места и достопримечательности. Детализация лоций в разных странах разная, но во Франции они были очень хорошие всегда. В Бельгии нам выдали заметно хуже. Также в лоции будет страница с описанием «дорожно-речных» знаков.

Правила движения и на реке никто не отменял, а знаки сильно отличаются от автомобильных. Лучше изучить их заранее, чтобы, например, не сесть где-то на мель. Из основных правил – весь коммерческий флот имеет над вами приоритет. Вы обязаны пропускать такие суда и в шлюзах и на реке. С этими правилами не поспоришь, т.к. размер коммерческого судна обычно раз в …цать больше вашей посудины, да и скорость повыше. Можете, конечно, попробовать не пропустить речной сухогруз, но он может этого и не заметить. Ещё на катере вам очень могут пригодиться обычные строительные перчатки. Канат/веревка для швартования не особо предназначены для нежных женских рук, а швартоваться на некоторых маршрутах со шлюзами и разводными мостами приходится по много раз за день. Если у вас в команде женщины, которые участвуют в процессе швартовки, то перчатки строго необходимы. Сам же я ими не пользовался никогда. Спасательные жилеты на катере есть на всех членов команды. На базе рекомендуют ими пользоваться при швартовании, в шлюзах и т.д., но оставляют это на усмотрение туристов. Мы не пользовались, но на других катерах наблюдали детей, которые, как нам казалось, в этих жилетах спали даже ночью. Также при выборе катера очень рекомендую рассматривать модели, имеющие дублирующее управление на верхней открытой палубе. В хорошую погоду, когда вся ваша команда загорает на открытой палубе, очень грустно вести катер из нижней закрытой кабины. Там хорошо только в плохую погоду. Да и управляя сверху гораздо удобнее швартоваться и проходить опасные места типа шлюзов, т.к. есть отличный обзор на все 360 градусов и видно все габариты судна. В дополнение хочу сказать, что во всех портах и на всех базах мы всегда сталкивались с отличным отношением к путешественникам from Russia. Всегда у собеседников это вызывало возгласы типа «Russia??? Really????? WOW! Super!!» и живой интерес. Хотя в Бельгии в портах при оформлении документов на «парковку» на ночь нас сначала постоянно пытались записать то как UK, то как Switzerland. А потом уже после нашего добродушного возмущения следовал возглас из предыдущей строчки. Основное про катера, наверно, всё. Перейдем к следующей животрепещущей теме.

ЗА ЧТО ПРИДЁТСЯ ПЛАТИТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНО КРОМЕ АРЕНДЫ КАТЕРА

Понятно, что речь пойдёт не про еду и питьё. Тут всё зависит от ваших вкусов и возможностей. При аренде катера есть несколько дополнительных обязательных расходов, с которыми вам придется столкнуться:

1. На базе по прибытии, когда узнают выбранный вами для путешествия маршрут, с вас возьмут в залог сразу некую сумму за…. нет, не за топливо, как можно было бы подумать, а за часы работы двигателя. У двигателя есть счётчик часов работы. Показания фиксируются на момент начала путешествия и по прибытии назад. Стоимость часа работы двигателя зависит от класса/размера катера. В последнем путешествии каждый час работы двигателя нам стоил 6,8 евро. Залог 200 евро сняли с карточки. За неделю накатали мы на 182 евро. 18 вернули наличными. Такая арифметика. Если бы накатали больше – пришлось бы доплачивать. Среднее время работы двигателя на каждом маршруте известно. Первоначальный залог рассчитывают, исходя из этого.

2. Плата за ночевку/швартовку в портах или у платных пристаней. На самом деле, есть маршруты, где вам не придется ничего платить за швартовку/ночевку, заправку водой. Один из таких маршрутов – река Lot во Франции. Там всё входит в «пакет» и швартовки/пристани для арендующих катера не стоят ничего дополнительно. В 2010 году было так. Но на других маршрутах вам придется заходить на ночь в порты городов-городишек или швартоваться у пристаней в платных яхт-клубах. Помню, что ночевка в порту какого-то курортного города на юге Франции на маленьком катере нам обошлась в 35 евро. В Бельгии (в портах Брюгге, Гента и .т.д.) действуют обычно расценки либо 1 евро за ночь за каждый метр длины судна + вода/электричество за доп. деньги, либо цена за метр чуть выше, но электричество и вода в каком-то объеме (обычно 200л.) предоставляются бесплатно. Количество людей на борту значения не имеет, но в выписанном «парковочном талоне», который как бы надо положить на видимое место за стеклом катера (но мало кто кладёт), указывают и число людей на борту и их национальность. В центре Брюгге и в Генте мы ночевали за 9 Евро/ночь на всех четверых ;)

3. Плата за внешнее электричество и воду. Если такая отдельная плата есть и не входит в «пакет» к чему-то ещё, то расценки (в Бельгии) примерно следующие: 1 евро за 2 квт, 1 евро за 200 литров воды. Оплата осуществляется обычно через специальные аппараты на пристани. Подключился, кинул монетку 1 евро (кстати, запаситесь) и пошла вода или электричество. Всё довольно просто. В принципе, на одну ночь можно обойтись зарядом аккумуляторов катера, которые подзаряжаются при работе двигателя, но если есть возможность, то лучше подключиться к внешней сети. Так комфортнее, работают обычные розетки, а плата очень маленькая, если учесть, что средняя стоимость бокала пива в бельгийском ресторане 4-5 евро.

На базе вам будут ещё настойчиво предлагать:
1. Страховку. Тут на ваш выбор. Если первый раз и боитесь, то можно купить. Катер довольно дорогой, а если судить по обычно имеющимся на нём отметинам, то далеко не все с ним так легко справляются, как наша команда. Я платил страховку только один раз и то не знаю зачем. Но я всегда жалею о потраченных на страховку деньгах, т.к. в итоге они пока всегда оказывались выкинутыми на ветер (ещё раз тьфу-тьфу-тьфу). Это нормально. Например, страховка на неделю на наш катер в Бельгии стоила 140 евро.
2. Плата за финальную уборку. Если лень самим приводить катер в порядок после путешествия, то можно заплатить за это. Уборка и мойка 9-ти метрового катера в Бельгии стоила 60 евро.
3. Дополнительные предметы: велосипеды с замками, мангалы и т.д. и т.п. Выбор достаточно большой, но ничего сверхнеобходимого там нет. Если только велосипеды, при условии, что у вас достаточно большой катер для приковывания их к перилам на какой-то палубе и перевозки. Зонты от солнца с держателем обычно предоставляются на все катера бесплатно.

НЕМНОГО ПРО МАРШРУТЫ

Услуги аренды предоставляются в разных странах, но даже в одной стране все маршруты очень разные. Описание каждого есть на соответствующих сайтах, а я немного расскажу про те три маршрута, по которым путешествовал сам (в хронологическом порядке).

Река Lot во Франции (2010 год)
Описание маршрута: http://www.leboat.com/vacations/destinations/france/lot-river/cruises/the-lot-valley-cruise

165e50cce3368061902784ebc0702b43.jpg

Пожалуй, до сих пор для меня этот маршрут остаётся самым живописным и «романтическим» из всех, которые мы попробовали. Прекрасная природа, чудесная река, красивейшие города, городки и деревеньки, бесплатные уютные пристани, вино, вино, вино. Всё было настолько классно, что повторить такое, наверное, невозможно. Тем более, что это было наше первое путешествие на катере и ощущения были абсолютно новые. Очень советую этот маршрут, но не случайно его не рекомендуют для новичков. Причина – река с довольно заметным течением и множество полностью ручных шлюзов. Да, да… подплываешь, а на шлюзе никого нет. Нужно самому пришвартоваться перед шлюзом, открыть, вращая ручку, одни ворота, зайти в шлюз, пришвартоваться, закрыть ворота и задвижки на одних воротах, поднять задвижки на других воротах, подождать, пока шлюз наполнится водой и её уровень выровняется, открыть ворота, выйти из шлюза. И всё это в правильной последовательности и далеко не один и не два раза за день )) Конечно, на шлюзах иногда сидят желающие подзаработать копеечку персонажи разного возраста из местных. Они за какую-то плату с радостью вам помогут этот шлюз пройти и покрутят ручки. Сколько стоит – не знаю. Всегда оставляли таких персонажей грустить, т.к. самим было интересно сломать хоть один шлюз. Увы, не вышло. Ничего так и не сломалось В общем и целом – отличный маршрут и с радостью попутешествовал бы там ещё. А вообще… зачем рассказывать, если всё можно посмотреть ;)
Краткий ролик про само путешествие – http://www.dailymotion.com/video/xknfw7_france-2010-le-boat-cruise-river-lot_travel
Эталонное (ну или почти) прохождение самого глубокого (кажется) шлюза на реке –



Южная часть Canal du Midi, Франция (2012 год)
Описание маршрута: http://www.houseboat-hire.com/The-South-Canal-du-Midi/

a9830bfbedd43ac9f6f5964989c346c8.jpg

База у нас была в городке Carnon, а дошли мы, насколько помню, до Capestang. Маршрут состоял из трёх достаточно разных по своей сути частей. Первая часть – это практически прямой канал вдоль моря до очень живописной и большой лагуны Étang de Thau (хотя больше она похожа на большое озеро). На канале в меру живописно, но на нем есть два разводных моста, которые разводят примерно 2 раза за день строго по расписанию и лучше не выбиваться из графика путешествия и не опаздывать. Иначе велик риск застрять в одном месте на довольно продолжительное время. Канал проходит настолько близко к морю, что в некоторых местах можно швартоваться и идти пешком на пляж. Вторая часть путешествия – лагуна Étang de Thau. По сути это сравнимо с выходом на катере в открытое море. В лагуне бывают даже довольно сильные шторма, в один из которых мы успешно попали на обратном пути, и поболтало нас изрядно. Лагуна большая и ночевать лучше в одном из курортных городков на её берегу в (внимание) платном порту. Стоит каких-то денег, но очень воодушевляет, когда сидишь в ресторане и поедаешь устриц или мидий, которых разводят на огромных «плантациях» в этой самой лагуне, а твой катер пришвартован в 5 метрах перед тобой)) Да ещё в городках есть отличные пляжи, рынки и вообще они очень живописные. Третья часть – путешествие из лагуны далее по каналу мимо городка Agde (нудисты, аууу) в сторону Beziers. Эта часть заметно живописнее первой и на пути вас ждут не только старинные городки и деревушки, могучие деревья вдоль канала, но и знаменитый каскадный шлюз Fonserannes сразу после города Beziers. Вообще, шлюз этот, состоящий из нескольких шлюзов подряд, большая достопримечательность и туристов с фотоаппаратами вокруг него хоть отбавляй. Так что вам предстоит стать участником событий и попасть в десятки объективов, пока вы будете подниматься вверх по шлюзу из камеры в камеру или, наоборот, вниз. Конечно, шлюз работает по графику, пропуская суда то в одну сторону, то в другую. Кроме этого, у вас будет возможность проплыть по каналу-мосту, пересекая поперек СВЕРХУ другой канал. Шлюзов на всём маршруте не так много, как на реке Lot, да и все они автоматические. Есть «управляющий шлюзом» который включает ворота и делает всё остальное, кроме помощи в швартовке. Эта часть процедуры остается за вами. Следует учитывать, что французы, в большинстве своём, среди дня не работают. Шлюзы, соответственно, тоже. Поэтому необходимо постоянно следить за графиком движения. По итогам этого путешествия тоже есть ролик, но гораздо менее динамичный, чем ролик про Lot. Если кто будет смотреть, то советую сразу перемотать ближе к середине. Там всё пошустрее и поинтереснее.

Путешествие по южной части Canal du Midi -



Маршрут Nieuwpoort-Brugge-Gent-Deinze-Brugge-Nieuwpoort, Бельгия (2016 год)
Описание маршрута: http://www.leboat.com/vacations/destinations/belgium/cruises/the-chocolates-and-lace-cruise

6c62ee37194a04f1e9cd23698277980a.jpg

База находится в городе Nieuwpoort, который сам по себе заслуживает отдельного внимания, т.к. в городке этом такой обалденный пляж, что просто вааааааауууууу! Ехать от базы до пляжа примерно 10 минут на машине. Городок курортно-портовый и вдоль моря идёт зона с гостиницами, пешеходными и велодорожками, магазинами, казино, бутиками и т.д. Основной маршрут путешествия на катере не такой живописный, как предыдущие маршруты во Франции. В основном это канал с большим количеством пересекающих его дорог и мостов, большое число из которых разводные. Некоторые из разводных мостов работают по графику, а некоторые по принципу «позвони – мы расскажем, когда откроется». В лоции у каждого моста и шлюза (шлюза всего два, а вот мостов пару десятков) есть номер телефона «смотрящего». Рекомендую идти с кем-то караваном в группе, чтобы звонить пришлось не вам, или смотрящий в телекамеры сам мог увидеть караван и открыть мост, если ничего этому не мешает. Хотя можно и позвонить. Ничего особо сложного в этом нет. Все смотрящие говорят на ПОНЯТНОМ английском. Обычно они спрашивают откуда и куда плывете, у какого моста стоите (некоторые присматривают за несколькими мостами) и говорят время открытия моста. Только один или два раза нам пришлось ждать открытия полчаса, а в основном проходили мосты практически «с хода». В Брюгге и в Генте швартовались в отличных портах в 5-10 минутах ходьбы от самого центра городов. Такой опыт получили впервые. Трафик на каналах у городов достаточно плотный и бронировать место в порту лучше заранее по телефонам, которые тоже указаны в лоции. Может просто не быть свободных мест. Про сами города рассказывать не буду. Брюгге и Гент прекрасны. В Брюгге провели две ночи. Одну на пути в Гент и на обратном пути. Самая живописная часть путешествия (помимо городов)– от Гента до яхт-клуба в Deinze. Нам сказали, что это местный Голливуд с виллами и замками знаменитостей и богатеев. Очень красивая река, берег, а дома и участки, действительно, впечатляют. Всё сделано с большим вкусом, а не так, как у нас во многих богатых коттеджных поселках на берегу канала или водохранилищ под Москвой. Путешествием тоже остались очень довольны, а в Северное море я реально просто влюбился. Видео пока нет, но оно обязательно будет )

Упс…. Вот и рассказал «немного». Пора остановиться.
Попутного ветра, семь футов под килем и миллион фунтов на счёту!

Alexey Avdeev


Нравится 1
  • 30.03.2017 22:33
  • Просмотров: 139

Поделиться:

Комментарии (0)


Подтвердите действие
Вы действительно что-то хотите сделать? Подтвердить Отмена